Четверг
24.06.2021
03:06
Приветствую Вас Гость
RSS
МБДОУ №14 г.Амурска
Главная Регистрация Вход
ДОБРОВЕД »
Меню сайта

Форма входа

Погода

Поиск

Муниципальная инновационная площадка

"Развитие ценностно-смысловой сферы личности ребёнка в образовательном пространстве ДОО.

ДОБРОВЕД: Добро, Вежливость, Дружба"

 

Актуальность проекта «Развитие ценностно-смысловой сферы личности ребёнка в образовательном пространстве ДОО. ДОБРОВЕД: Добро, Вежливость, Дружба» продиктована потребностью современного российского общества в воспитании подрастающего поколения в духе миролюбия, толерантности, уважения к основным жизненным ценностям других народов, взаимопонимания, солидарности.

Формирование ценностно-смысловых ориентиров детей, подростков и молодежи является одной из ключевых задач специалистов систем образования и социального обслуживания. Ценностные ориентации – это основа личности, важнейший регулятор её поведения. Государственная политика РФ на законодательном уровне утверждает приоритет традиционных ценностей и ориентирована на возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в общественных и семейных отношениях.

Основным содержанием и сущностью процессов образования и воспитания является становление подлинного субъекта познания и практической деятельности, развитие его целостного внутреннего мира как особого духовного микрокосмоса и источника творческой активности в ее разнообразных формах и сферах, стремление человека найти опору собственному бытию и идентифицировать себя в социокультурном контексте, выбрать духовно-нравственные детерминанты того или иного стиля жизни. Однако процесс духовно-нравственного и ценностно-ориентированного воспитания детей, подростков и молодежи в настоящее время затруднен существованием целого ряда противоречий, в частности, между:

  • высшими вечными ценностями человеческого бытия (честность, любовь, порядочность, добросердечность, бескорыстие, забота, искренность и так далее) и их антиподами (агрессия, насилие, обман), порождаемыми искаженными «рыночными» отношениями в обществе;
  • изначальным назначением семьи как основного источника духовно-нравственного здоровья детей и скрытым или явным неблагополучием большинства современных семей, связанным с их нестабильностью и нездоровьем общества; 
  • потребностью личности в духовном и нравственном развитии и состоянием процесса воспитания в современных образовательных организациях;
  • декларируемой в нормативных документах важностью воспитания нравственности в образовательных организациях и недооценкой его значимости на деле.

Данная «проблема» не обошла стороной и наше дошкольное образовательное учреждение. Каждый раз с появлением в детском коллективе ребенка с особенностями в развитии, мы сталкиваемся с тем, что родительская общественность не готова принять этого ребенка. Нетерпимость родительской общественности ведет только к встречной нетерпимости. Она заставляет своих жертв искать формы отмщения. Подобное отношение взрослых пагубно сказывается и на отношении детей к «особенному ребёнку», превращая его в изгоя. Педагоги, в свою очередь, в погоне за инновационными технологиями и STEM-образованием, забыли о значимости духовно-нравственного воспитания детей и не способны разорвать этот «замкнутый круг».

Из чего можно заключить, что в настоящее время имеет большое значение осознание важности развития ценностно-смысловой сферы личности ребёнка в образовательном пространстве не только школы, но и ДОО. Так как формирование ценностно-смысловой сферы личности происходит поэтапно и при всем индивидуальном своеобразии данного процесса подчиняется универсальным закономерностям, которые обусловлены логикой онтогенетического развития и социализации личности.

Цель инновационной деятельности - создание модели образовательного процесса и взаимодействия детей и взрослых, основанного на принципах ценностно-смыслового подхода.

Основные задачи:

  1. Создать нормативно-правовую и программно-методическую базу, регламентирующую инновационную деятельность дошкольного образовательного учреждения.
  2. Разработать структуру внедрения модели формирования нравственно-этических норм и представлений у детей раннего и дошкольного возраста в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
  3. Разработать систему морального и материального стимулирования участия педагогического коллектива в реализации Проекта.
  4. Создать условия для профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения в сфере духовно-нравственного воспитания личности ребенка в соответствии с требованиями характеристики современного воспитательного идеала (личности гражданина России).
  5. Обеспечить условия для индивидуального и совместного развития детей и взрослых, равноправные, партнерские взаимоотношения всех участников образовательного процесса за счет реализации технологии «Детский совет».
  6. Способствовать изменению ролевых функций родителей из позиции «участник» до позиции «инициатор» или «организатор».
  7. Создать волонтерский отряд «Добрые сердца» как новую форму обретения участниками Проекта духовного опыта, основанного на традициях благотворительной и добровольческой деятельности.
  8. Повысить эмоциональный комфорт детей и увеличить динамику детского развития.
  9. Сформировать у детей начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
  10. Развить способность детей эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
  11. Формировать положительный имидж дошкольного образовательного учреждения в местном социуме.
  12. Систематизировать, практически применять и распространять накопленный опыт среди педагогов и родителей.

Своеобразие Проекта заключается в том, что педагогический коллектив МБДОУ № 14 г. Амурска выстраивает собственную систему воспитательно-образовательной работы по формированию нравственно-этических норм и представлений у детей с учетом специфики деятельности учреждения и психолого-возрастных особенностей воспитанников.

В Проекте представлены различные формы работы со всеми участниками образовательного процесса:

  • с педагогами и специалистами дошкольного учреждения — обучающий курс «Мы разные, но дружные»;
  • с родителями (законными представителями) воспитанников дошкольного учреждения — творческие встречи в родительском клубе «Дорогою Добра»;
  • с детьми — формирование нравственно-этических норм и представлений и выполнение творческих заданий (МИНИ-проектов) на основе тех видов продуктивной деятельности, в которых дети младшего и старшего дошкольного возрастов наиболее успешны;
  • со всеми участниками образовательного проекта — реализация технологии «Детский совет» и создание модели взаимодействия детей и взрослых, основанного на принципах индивидуализации; волонтерский отряд «Добрые сердца».

Если направления: «Формирование нравственно-этических норм и представлений у детей», курсы профессионального роста для педагогов «Мы разные, но дружные!» и родительский клуб «Дорогою Добра» являются относительно автономными, где взрослые и дети приобретают определенные знания и навыки, происходят «метаморфозы», то реализация технологии «Детский совет» и волонтерский отряд «Добрые сердца» являются связующим звеном, позволяющим на практике не только закрепить полученные знания и навыки, но и проявить себя всем участникам образовательного проекта.

В реализации Проекта могут быть использованы как традиционные (непосредственно образовательная деятельность), так и нетрадиционные формы работы со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса (например, комплексные и интегрированные занятия, встречи родительского клуба «Дорогою добра», проектная деятельность, технологии «Детский совет» и «Дети-волонтеры», творческие конкурсы и викторины и т. п.). Однако приоритет отдается все-таки нетрадиционным формам работы. Это связано с тем, что сам Проект позволяет гибко выстраивать воспитательно-образовательный процесс без ущерба для усвоения детьми основной образовательной программы дошкольного учреждения. Гибкость достигается путем синтеза различных видов деятельности при активной реализации творческого и познавательного потенциала педагогов, родителей и детей.

В основе формирования нравственно-этических норм и представлений у детей раннего и дошкольного возраста лежит использование сказочных историй и творческих заданий, позволяющих ребенку успешно усваивать такие непростые понятия, как толерантность, уважение, равенство, миролюбие. Как известно, сказочные истории, соответствующие целям воспитания и возрастным особенностям детей, оказывают глубокое влияние на развитие не только отдельных психических процессов у ребенка, но и детской личности в целом. Использование сказочных сюжетов в организации непосредственно образовательной деятельности играет важнейшую роль в формировании нового вида внутренней психической активности ребенка — умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Ребенок пытается вмешаться в события, погрузиться внутрь изображаемых обстоятельств, принять сторону того или иного героя, стремится к реализации целей положительных персонажей не только мысленно, но и действенно. Неотъемлемой частью работы над сказочной историей является выполнение МИНИ-проектов (творческих заданий к каждой истории, основанных на различных видах детской продуктивной деятельности).

Технология «Детский совет» объединит детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть будет предусматривать полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект-субъектном» подходе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса. Технология «Детский совет» даст возможность развивать познавательную инициативу детей, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО. «Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок будет учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.

Волонтёрский отряд дошколят «Добрые сердца». Волонтёрское движение в нашем дошкольном учреждении уже показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов. А в основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать». Так педагогический коллектив принял решение продолжить волонтерское движение в ДОУ и включить его в образовательный проект «Развитие ценностно-смысловой сферы личности ребёнка в образовательном пространстве ДОО. ДОБРОВЕД: Добро, Вежливость, Дружба».

Родительский клуб «Дорогою Добра». Конечно же, основные участники воспитательно-образовательного процесса по формированию установок толерантного отношения к миру — это дети. Но они вовлекаются в Проект только на этапе, когда взрослые (педагоги и родители) уже начали совместную деятельность. Очень важно, чтобы такая этапность была соблюдена, поскольку всё, что дети будут осваивать в ходе формирования нравственно-этических норм и представлений, должно по мере возможности закрепляться и поддерживаться в условиях семьи. В Проекте предлагаются различные формы работы с родителями. Одной из наиболее эффективных и интересных можно назвать творческие встречи в клубе «Дорогою Добра». Творческие встречи — это мероприятия, направленные на вовлечение и активное участие родителей в процессе формирования у детей установок позитивного общения со сверстниками и взрослыми. Родительский клуб может стать приятной составляющей традиционных родительских собраний.

 

Подробнее с материалами проекта можно ознакомиться на сайте: https://sites.google.com/view/dobrovet

<
Календарь
«  Июнь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

<
Архив записей

<
Друзья сайта
  • Официальный сайт Министерства науки и высшего образования
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • Едина коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • ПроОбраз27
  • Управление образования г.Амурска
  • ИМЦ г.Амурска
  • ХК ИРО
  • Материнство.ру
  • Форум Детский сад "Семь гномов"

  • <
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2021
    Конструктор сайтов - uCoz