Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
 
Среда
19.06.2019
11:17
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ №14 г.Амурска
Главная Регистрация Вход
ТИКО-моделирование - новое направление в ДО »
Меню сайта

Форма входа

Погода

Поиск

В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Это определило направление нашей работы – создание психолого-педагогических условий в ДОУ, обеспечивающих поддержку инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников в конструировании.

На сегодняшний день сделать детей более приспособленными к обучению в школе помогает такая инновационная разработка, как технология ТИКО-моделирования.

«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения.

Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В составе «ТИКО» различные многоугольники разных цветов, квадраты с цифрами, знаками действий, буквами и т.д., изготовленные из износостойкого гигиенически безопасного пластика. Все детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений, позволяющих одной детали вращаться вокруг другой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно.

   

В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники), но и открывает мир призм, пирамид, звезд Кеплера.

 

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ДОУ

 ТЕХНОЛОГИИ ТИКО-МОДЕЛИРОВАНИЕ

 «Мы выбираем путь инженера!» - вот он главный лозунг дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 14 г. Амурска при построении интегрированного образовательного процесса представляющего собой устойчивое, целостное единство технологии ТИКО-моделирования с разнообразными методами, средствами и условиями, обеспечивающими раскрытие инженерного потенциала дошкольников. Почему именно инженерно-техническое направление, а не художественно-эстетическое или экологическое?

По оценкам Министерства образования и науки Российской Федерации в 2018 году самым популярным экзаменом среди выпускников школ было обществознание, на второй же строчке расположилась физика, которая обогнала историю – второй по популярности экзамен предыдущих лет. О чем это говорит? Все больше людей желают связать, так или иначе, свою жизнь с физикой, а значит, неуклонно растет популярность профессии инженер.

На наш взгляд, начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах и даже не в школе, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Но в тоже время, современные дети очень многое виртуализируют. То есть большей частью воспринимают информацию исключительно с экранов компьютеров и им критически не хватает знаний, полученных через «руки». Образование тоже очень «виртуально»: из пункта А в пункт Б вышел пешеход со скоростью 5 км/ч, одновременно с ним из A в B выехал велосипедист со скоростью 10 км/ч. Велосипедист доехал до B повернул назад, и поехал с той же скоростью навстречу пешеходу. Через сколько часов после начала движения они встретятся это расстояние между A и B равно 30 км? Умение из «виртуального» перейти к «реальному» (и наоборот), грамотно построить схему, чертеж – залог успеха при решении любой задачи, как минимум на 1/3. Сегодня знания получились в одной стороне, а физическая реальность — в другой. И в этом наш пробел.

Соединение материальных вещей и науки в английском языке обозначается аббревиатурой STEM (Science, Technology, Engineering, and Mathematics) - наука, технология, инженерия и математика.

Одним из оптимальных вариантов проектного обучения, сочетающего в себе естественные науки с технологиями, инженерией и математикой (STEM) является инновационная разработка ТИКО-моделирование. Педагогическая целесообразность использования ТИКО обусловлена возможностью приобщения детей дошкольного возраста к миру науки, повышения интереса к деятельности ученых и инженеров, расширение кругозора через экспериментирование и конструирование, создания предпосылок вовлечения дошкольников в техническое творчество.

Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора имеются отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка» или «двери». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, замка, ракеты, корабля и осьминога. В игре с конструктором дети не только запоминают названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники), но открывается мир призм, пирамид и звезд Кеплера.

Что можно решать с помощью конструктора ТИКО?

Возможность познавать окружающий мир самостоятельно, но в рамках организационной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития детей дошкольного возраста.

Работая с трансформируемым полифункциональным конструктором, педагог может решить сразу несколько «проблем»:

  1. создание развивающей среды;
  2. организация развивающих занятий;
  3. реализация проектной деятельности в детском саду.

Развивающая среда в дошкольном учреждении является эффективным вспомогательным средством для педагога при поддержке индивидуальности и целостного развития каждого ребенка. Она строится с целью предоставления детям наибольших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности. Сегодня развивающая среда может быть легко организована с помощью обучающего конструктора для объемного моделирования ТИКО. Причем, конструктор можно использовать не только в создании «профильных зон», но в организации различных уголков:

1) в театральном уголке можно конструировать из ТИКО-деталей персонажи для сказок и декорации;

2) в физкультурном уголке – для спортивных игр и соревнований можно использовать различные атрибуты, построенные из ТИКО-деталей;

3) кукольный уголок с мебелью, ковриками и другой домашней утварью полностью можно сконструировать из ТИКО;

4) в уголках с сюжетно-ролевыми играми;

5) в уголке лепки и изодеятельности также можно сконструировать красочные узоры и орнаменты из ТИКО;

6) уголок чтения оснастить набором «Грамматика. Учимся читать!» - дети могут брать оттуда буквы и составляют нужные им для игр слова;

7) детям с математическим складом ума наборы «Арифметика. Учимся считать!» и «Геометрия» позволят собрать фантазийные и геометрические фигуры, сконструировать двузначные числа, числовые выражения на сложение, вычитание;

8) в зоне для игр со строительным материалом построить из ТИКО дома, мосты, гаражи, роботов, ракеты, самолеты, машины, в общем, все, на что хватает фантазии.

Принцип зонирования не означает, что развивающая среда остается неизменной. Зоны могу объединяться, взаимозаменяться и дополняться. Воспитатель может периодический менять элементы зон и игры, привлекая внимание детей к тому, что в группе появились новые интересные игры и красивые вещи. Главная задача педагога состоит в том, чтобы окружить детей такой средой и системой межличностных отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали в детях именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Использование конструктора ТИКО – эффективный метод работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.

Развивающие занятия в детском саду помогают детям в освоении письма, чтения, математики, обеспечивают их новыми впечатлениями, знакомят с явлениями окружающего мира. Следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами и действиями. Только собственной увлечённостью какой-либо деятельностью можно передать маленькому ребенку интерес к ней. Из сказанного следует, что детьми дошкольного возраста нельзя проводить занятия, построенный по типу школьного урока, когда воспитатель сообщает новую информацию или демонстрирует нужные способы действия, а дети «усваивают». Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут подавлять собственную активность детей. Задача же воспитания и обучения в этом возрасте состоит в том, чтобы развивать и поддерживать активность каждого ребенка, вызвать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи. Для этого необходимы эмоциональное вовлечение детей, создание общего «смыслового поля», эмоциональная включенность самого взрослого в совместную деятельность. Только так можно передать ребёнку интерес к новой деятельности, увлечь ею и таким образом вызвать у него желание действовать.

Отличительной чертой интегрированного с ТИКО-конструированием занятия является свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, способствующих эффективному интеллектуальному и личностному развитию детей, мотивирующих их к получению правильного результата, увлекающих интересными проектами. Дети воспринимают занятия как игру, и с большим удовольствие погружаются в неё, вместе с тем приобретают важные знания, навыки интеллектуальной творческой работы, учатся фантазировать и мыслить пространственно.

Неотъемлемой частью конструирования является предварительное проектирование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят заданную модель. В свою очередь, созданные детьми модели, превращаются в полноценные творческие проекты.

Игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Таким образом, организация образовательного процесса на основе ТИКО-моделирования для детей дошкольного возраста нацелена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Безусловно, инновационная деятельность дошкольного учреждения не возможна без подготовки педагогических кадров. Для эффективной организации работы с педагогами ДОУ была разработана действующая модель, носящая дифференцированный, интегративный характер и учитывающая особенности педагогического коллектива. При этом управление данной моделью направлено на создание совокупности условий для повышения профессионального уровня каждого педагога, освоение им технологии ТИКО-моделирования, развитие творческого потенциала. Содержание работы во многом определяется формой. В качестве основной формы работы с педагогическими кадрами мы выбрали - творческую группу. Она создавалась на период внедрения в практику работы ДОУ технологии ТИКО-моделирования. Цель создания творческой группы – включение педагогов в активную деятельность по профессиональному обсуждению и решению проблем по апробации и внедрению технологии ТИКО-моделирования. Деятельность творческой группы регламентировалась локальными документами дошкольного учреждения:

- приказом о создании творческой группы;

- положением о творческой группе.

Свою эффективность для повышения профессионального уровня педагогов и для создания единого инновационного пространства доказало тьюторское сопровождение. В нашем дошкольном учреждении оказывалась методическая помощь педагогам в совершенствовании педагогического мастерства, своевременная поддержка педагогических инициатив с организацией исследовательской деятельности, создавались условия для максимального раскрытия индивидуальных возможностей каждого дошкольного специалиста. С одной стороны методическая служба осуществляла помощь педагогу в осознанном выборе, а с другой – обсуждала проблемы и трудности внедрения технологии ТИКО-моделирования в воспитательно-образовательный процесс, возникающие у педагогов.

Внедрение инновационной технологии ТИКО-моделирования в практику работы ДОУ – длительный процесс, проходящий в три основных этапа.

Осуществление первого этапа внедрения технологии ТИКО-моделирования происходило в рамках Муниципальной Творческой Группы (МТГ). В контексте МТГ педагоги дошкольного образовательного учреждения знакомились с авторской идеей технологии ТИКО-моделирования, опытом работы педагогов Новгородской области, изучали теоретические и практические аспекты реализации технологии ТИКО-моделирования в обучении детей дошкольного возраста конструированию, а также интеграции ТИКО-конструирования с образовательными областями «Познавательно развитие» и «Речевое развитие». В результате активного творческого поиска педагогического коллектива уже на первом году внедрения технологии ТИКО-моделирования в образовательное пространство дошкольного учреждения были разработаны программы дополнительного образования и проект «ТИКО-конструирование в дошкольном образовательном учреждении – шаг к техническому творчеству детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи». На будущий учебный год проведение непрерывной образовательной деятельности (НОД) по ТИКО-конструированию было запланировано в расписании – один раз в две недели в первую половину дня.

На втором этапе внедрения технологии ТИКО-моделирования в практику работы ДОУ, нам был присвоен статус муниципальной инновационной площадки (МИП). Уже в статусе муниципальной инновационной площадки творческая группа нашего дошкольного учреждения продолжила изучение теоретических и практических аспектов реализации технологии ТИКО-моделирования в образовательном процессе. Педагоги ДОУ более детально остановились на проработке таких проблем, как применение технологии ТИКО-моделирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста и использование ТИКО-конструктора при построении и проведении НОД по математике. Продуктом творческо-исследовательской деятельности педагогов дошкольного учреждения на втором этапе внедрения инновационной технологии стал перспективный план по использованию данной технологии в образовательной деятельности с детьми второй младшей группы, средней, старшей и подготовительной к школе групп, который определяет применение этой технологии в непосредственной образовательной деятельности, а также самостоятельной деятельности детей, с опорой на тематическое планирование.

На третьем и заключительном этапе внедрения технологии ТИКО-моделирования в практику работы ДОУ по аналогии с предыдущими этапами реализации инновационного проекта, мы продолжили поисково-исследовательскую деятельность и остановили своё внимание на возможностях использования конструктора ТИКО в ранней профессиональной ориентации детей и развитии интеллектуальных способностей. Результатом работы педагогов творческой группы на завершающем этапе внедрения технологии ТИКО-моделирования стал подпроект «Технология ТИКО-моделирования – как основа ранней профессиональной ориентации ребенка» и богатый игровой занимательный логико-математический материал: таблицы,  схемы, карточки для индивидуальной работы,  логические игры и задачи.

Свои педагогические изыскания мы ежегодно представляли на открытых заседаниях муниципальной инновационной площадки.

Как известно, одна из задач образовательной организации, являющейся инновационной площадкой, состоит в выявлении, изучении и оценке эффективности, проводимых в инновационной деятельности, мероприятий. К факторам успешности внедрения технологии ТИКО-моделирования в практику работы ДОУ можно отнести: правовое обеспечение инновационной деятельности, стратегическое планирование результатов (текущих, промежуточных, итоговых), мониторинг успешности, кадровая подготовка к профессиональному осуществлению инновационной деятельности, мотивационные условия вхождения в инновационный процесс и его осуществления, постепенное приобщение педагогического коллектива к освоению технологии ТИКО-моделирования, информационные данные о текущих результатах инновационной деятельности: опыт удач и затруднений, материально-технические и научно-методические условия осуществления внедрения технологии ТИКО-моделирования в воспитательно-образовательный процесс.      Задачи выявления, изучения и оценки эффективности внедрения инновационной технологии ТИКО-моделирования наше дошкольное учреждение решает через организацию и проведение мониторинга. Мониторинг носит комплексный характер, обеспечивая достижение следующей цели: выявление и оценку результативности деятельности образовательного учреждения в режиме инноваций. Оценка результативности на завершающем этапе внедрения технологии ТИКО-моделирования в образовательное пространство дошкольного учреждения позволила нам сделать выводы о том, что инновационная деятельность дошкольного учреждения является продуктивной, эффективной и удовлетворяет большую часть родительской и педагогической общественности.

Заседания Творческой группы в 2016-2017 учебном году:

Заседания Муниципальной инновационной площадки в 2017-2018 учебном году:

Отчет по МИП за 2017-2018 учебный год 

Заседания Краевой инновационной площадки в 2018-2019 учебном году:

Отчет по КИП за 2018-2019 учебный год  

tico-rantis.ru – официальный сайт ООО НПО “РАНТИС”

 

 

 

<
Часы

Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный сайт Министерства образоваия и науки РФ
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • Едина коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • ПроОбраз27
  • Управление образования г.Амурска
  • ИМЦ г.Амурска
  • ХК ИРО
  • Материнство.ру
  • Форум Детский сад "Семь гномов"

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2019
    Конструктор сайтов - uCoz